Санкт-Петербург, Загородный просп., дом 7
0 шт.

13 ноября на подворье Коневской обители в Петербурге прошла встреча со священником Михаилом Котовым, председателем Комиссии по культуре Выборгской епархии, и руководителем епархиальной пресс-службы Яной Валерьевной Сенькиной. Встреча посвящена духовному пути Н.С.Лескова.

Приветственным словом мероприятие открыл настоятель Коневского подворья иеромонах Давид (Алексеев). Он напомнил, что мероприятием продолжен цикл открытых встреч на Коневском подворье, организованный по благословению епископа Выборгского и Приозерского Игнатия. «Осмысление классики, размышление над вечными проблемами литературы всегда актуально, — подчеркнул отец Давид. — Сегодня мы узнаем о творчестве Лескова и его пути духовных исканий»

О. Михаил Котов рассказал о ключевых произведениях Лескова, связанных с тематикой Церкви и духовных поисков: «Соборяне», «На ножах», «Монашеские острова на Ладожском острове». Последний очерк — уникальное свидетельство о жизни Коневского Рождество-Богородичного монастыря в XIX веке.
«Заслуга Лескова при всей неоднозначности и изменчивости его позиции относительно Церкви — в том, что он выявил образ русского духовенства,» — подчеркнул отец Михаил.

Руководитель пресс-службы Выборгской епархии Яна Валерьевна Сенькина, кандидат филологических наук, специалист по творчеству Лескова, рассказала об интересе Лескова к иконописи: «Сегодня в церковном искусстве преобладает традиция иконописная, а не натуралистическая, не академическая. Мы видим прекрасные образцы фресок вокруг нас, на сводах храма подворья. За эту красоту мы можем поблагодарить и Лескова! Его интерес к «древним образцам» иконописи, его статья «О русской иконописи» (1873 г.) и последующие статьи об иконах, а в первую его повесть «Запечатленный ангел» (!872), ставшая «бестселлером» того времени дали импульс открытию русской иконописи в конце XIX-начале ХХ века. Работы князя Евгения Трубецкого, священника Павла Флоренского и Сергия Булгакова об иконе — все они были написаны после всплеска общественного интереса к иконе по следам «Запечатленного ангела», который, по словам Лескова, «нравился и царю, и пономарю»».

Яна Сенькина рассказала о «творческой лаборатории писателя»: в центр повествования «Запечатленного ангела» Лесков ставит идею духовного преображения человека через икону, реализуя через мотивный комплекс, черты иконичности в художественном времени и пространстве, а также использовании иконописных подлинников. Она поделилась историей своих архивных поисков, в ходе которых выяснилось, например, что Лесков пользовался четырьмя определенными иконописными подлинниками: «Строгановским», рукописью «подлинника Зарянко» и подлинниками, изданными при жизни Лескова Д.Ровинским и И.Сахаровым. Участники встречи увидели иконы, принадлежавшие Лескову, образы авторства Н.Рачейскова — знакомого Лескову иконописца, а также саму икону «запечатленного Ангела», описанную в повести.

Тема творчества Лескова, одного из самых неоднозначных русских писателей, вызвала большой интерес. После лекции спикерам было задано немало вопросов.