Санкт-Петербург, Загородный просп., дом 7
0 шт.

«ХОРОШЕМУ ЧЕЛОВЕКУ В МИРЕ ТЯЖЕЛО…»
«…Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим.3,12).

В монастырях живут не только монахи… Послушники тоже составляют большую долю монастырских насельников, так почему же не рассказать о послушниках? Мы пришли на подворье Коневецкого монастыря, чтобы поговорить с настоятелем, иеромонахом Давидом (Алексеевым), именно на эту тему.

— Да, послушничество — это нижний, базовый монастырский уровень. Человеку очень тяжело сразу отказаться от мирского, ему нужна какая-то степень подготовки.

Как долго длится эта подготовка? Иные люди живут послушниками многие годы, не считая себя вправе, не имея дерзновения стать монахом. Это понятно: любое наше движение к Богу должно и даваться от Бога. Не сам человек решает, он лишь идёт тем духовным путём, который Господь ему открывает. Бывает и такое, что человек на этой ступени преставится, — значит, для него именно эта ступень явилась высшей.

Нельзя уничижать духовное достоинство послушничества — оно тоже имеет ценность в глазах Божиих. Господь даёт каждому человеку духовное дарование по его силе.

— А можно ли нарисовать типичный путь подвижника? Вот человек решил стать послушником — что его ждёт?

— Иногда бывает, что, живя в миру, верующий человек чувствует, что ему требуется большее. Это первый звоночек — услышав его, нужно обязательно приехать в монастырь, потрудиться и пожить вместе с братией… Ведь это очень сложно — входить в монастырскую семью. Тут требуется и послушание, и даже подвиг. Мы знаем из жизни святых отцов, что все они проходили через общее жительство, все потрудились на пользу братии: и прп.Серафим Саровский, и многие другие. И эту школу смирения, школу перенесения скорбей, — скорбей и от человеческого общества, и от бесовских нападок — лучше всего проходить при поддержке монастырской семьи. А монастырская семья отличается тем, что там нет родных, там нет заботливой материнской опеки, там могут быть люди из других социальных групп, несхожие с тобой по образу жизни. Все они приходят в монастырь со своими привычками, со своими взглядами на жизнь… В монастырской семье наша любовь к ближнему проходит серьёзное испытание. Чем менее нам понятен ближний, чем меньше у нас симпатии к определённым монастырским насельникам, тем сложнее и необходимее проявлять послушание. Человек начинает понимать, что такое послушание, чем оно отличается от слепого повиновения (часто путают эти две вещи). На этом пути человеку приходится думать: а угодно ли то или другое Богу, и угодно ли это Ему именно сейчас, и хочу ли этого я сам? Таков путь подвижничества, а подвижничество, оно происходит от слова «подвиг». В послушании мы совершаем подвиг над самим собой, ведь один из самых страшных врагов для человека — он сам. Особенно хорошо это понимаешь в монастыре.

Подвижничество присуще любому христианину: любая форма религиозной жизни требует хотя бы минимального подвига. Но именно в монастыре подвиг становится на первый план. И задача подвижника в том заключается, чтобы его добродетель была как можно чище, чтобы его делание было как можно более совершенным. Ведь совершенство — это и есть то, к чему призывает нас Господь.

Первая ступень на этой лестнице — отсечение своей воли, потому что сам человек не способен выбрать правильное направление.

— Отец Давид, скажите, какие ошибки чаще всего совершают послушники-новички?

— Первое — это слепое послушание: человек пытается выполнить свои задачи буквально, не осознавая их значения для самого себя. Но послушание, как любая добродетель, полезна человеку только тогда, когда он принимает её осмысленно, разумно. Так уж мы созданы: только в полной свободе человек способен что-то принять и что-то выполнить. Когда же свобода стеснена внешними или внутренними обстоятельствами, или страхом, или искушением, то получается действие под принуждением. А такое действие чревато внутренним сопротивлением — искушением…

В слепом повиновении нет пользы для человека. Сама любовь (и одна из форм её — послушание) должны быть осмысленны. Часто получается так, что человек, выполняя послушание механически, не является человеком любящим, превращается в «биомашину». А смысл послушания не в этом. Смысл послушания, во-первых, в том, чтобы отсечь свою волю, а во-вторых, научиться проявлять любовь и уважение к старшим.

Бездумное подчинение — это одна крайность, свойственная новичкам. А вторая крайность — это то, что человек, пренебрегая уважением к ближним, старается выстроить своё поведение в монастыре согласно неким цитатам из Священного Писания или из святых отцов. Но цитаты эти он выбирает своевольно, не зная устроения дел в том или ином определённом монастыре, а потому эти слова, сами по себе мудрые, зачастую не подходят к конкретной ситуации. Кроме того, цитаты, выбранные новичком, написаны людьми, обладающими огромным духовным опытом. Не имея такого опыта, новоначальный просто не сможет использовать их советы в своей жизни. Часто люди этого не понимают.

— А ведь нередко случается, что послушник уходит из монастыря, отказывается от продолжения монастырского пути… Такой уход — это всегда вещь греховная?

— Я бы сказал так: уход бывает разный. Одно дело — бежать, а другое дело — двигаться к чему-то большему. Возможно, иному уходящему настоятель говорил так: «То, что ты пытаешься найти в монастыре, для тебя пока недоступно. Поживи в миру — может быть, там ты найдёшь своё». Это не говорит о том, что человек выгнан навсегда, что он уже не вернётся. Но даже если он и в самом деле не вернётся, если он решит создать семью, и в этом может заключаться большой смысл для него. У бывших послушников получаются хорошие семьи.

Но вообще-то замечено ещё апостолом Павлом, что хорошему, доброму человеку в мире тяжело, а в монастыре его духовный труд более плодотворен. Здесь он может сделать что-то доброе, а в миру люди не дают ему такой возможности. Скажу вам, что очень маленький процент идёт в монашество по искренней любви к Богу, — но они-то, как правило, и достигают определённых результатов. Таких людей мы сразу видим. В большинстве же в монастырь идут, чтобы познать себя или чтобы искоренить какое-то несовершенство в себе. Но каяться в своих грехах — это не значит посвятить плачу всю свою жизнь. Покаяние — чувство светлое, покаяние — это радостное чувство исправления, когда человек сваливает со своей спины ношу страстей. Как не радоваться, если освободился от какой-то страсти? Подвижничество — дело тяжёлое, но оно благодатно, если только человек искренен на этом пути, а не живёт по какому-то шаблону. Ведь иногда даже в церковной жизни мы видим, что человек не размышляет над тем, что он видит своими глазами, слышит своими ушами. Он пытается идти «по изречениям святых отцов», которые вычитал в книге, но не слушает тех отцов, которых Господь послал для того, чтобы его исправить. Есть такое книжное подвижничество, когда человек, возгоревшись книгами, не обращает внимания на самого себя. А подвижничество, оно как раз и основано на подвиге, который нужно совершить над собой. И если человек идёт по правильному пути, то рано или поздно он встанет перед выбором: либо посвятить себя монашеству полностью, отсечь всё мирское и причислить себя к братии монастыря, либо подкопить сил и прийти в мир с определёнными духовными навыками — может быть, для создания семьи. И конечно же, без какой-то веской причины монастырь покидать не стоит. Если послушник считает, что в миру ему будет лучше и он не обманывает сам себя, то мы только рады за него. Мы понимаем, что не каждый человек способен жить без семьи. И потом, все мы хотим видеть результат своего труда — а в монастыре монах не видит результата своего труда. Он должен только вкладывать и вкладывать усилия…

Даже мирянин знает, что не все страсти побеждаются легко, — многие преследуют человека до конца его дней. А ощутить результаты своего подвижничества нередко бывает невозможно: не всем Господь даёт такую благодать. Это не то что бросить курить или выпивать, когда результат ясен. Победить внутренние страсти до конца не каждому удаётся. Но если человек остаётся в монастыре и живёт там, это значит, что Бог даёт ему силы, иначе бы он не смог вынести своего состояния.

— Какому новому послушнику в монастыре будут особенно рады?

— Любой человек, приходящий в монастырь, — это драгоценный камушек, который вставляется в оправу монастыря. Случается, что человек попадает на общее послушание, но через полгода его оттуда забирают в ту сферу, где он может принести бо́льшую пользу братии. Монашество, оно как цветы, и желание стать монахом вырастает там, где у человека есть возможности уйти от бесконечной и безрезультатной войны с миром.

В монастыре может пригодиться всё, что в человеке имеется. Есть хорошая фраза: «Человек не уходит, а приходит в монастырь». Приходит для того, чтобы раскрыться. Бог никогда не желает, чтобы мы исказили свою природу. Он хочет, чтобы мы её сочетали с волей Божией и с подвигом. Единственное, чего от нас просит Бог, — это борьба с нашими страстями. Страсти не являются источником нашей жизни, нашего благосостояния, нашего добра. Личность не сотворена Богом с примесью гордости, тщеславия, — всё это как раз мешает человеку становиться собой, делает личность убогой, завистливой, не самодостаточной. А в монастыре мы имеем возможность освободиться от проблем и принести свои дары Богу, — наши личные дары. В том и отличие православия от других религий: мы ведь знаем, что в других религиях для приобретения совершенства человеку надо уничтожить часть своей личности. Но наши монахи, даже уйдя на остров, молятся о всём мире. Они не могут сказать, что мир Божий им не нужен. А иначе для чего они идут в обитель? Для того, чтобы приносить молитву и доказывать миру своим существованием, что жить по-мирски не обязательно.

Вопросы задавал Павел ГОРЕЛОВ