О монастыре
Ещё задолго до основания на Коневце обители, Карельские и Ладожские земли населяли многочисленные финно-угорские племена. По реке Неве и побережью Балтийского моря жили вепсы и ижора. Чудь — к востоку от Ладожского озера. К северу и в земле Карельской — корелы. На западе с ними соседствовали восточно-славянские племена: ильменские славяне, кривичи.
До крещения Руси все они оставались язычниками. Поклонялись богам Велесу и Перуну, ставили по всей земле множество капищ, где совершали обряды поклонения богам.
С принятием на Руси христианства в 988 году при князе Владимире, новая вера начинает проникать и в северные земли. Пройдет ещё несколько столетий, и русский север станет известным центром монашеской жизни на Руси.
Об основателе Коневского монастыря преподобном Арсении Коневском мы знаем довольно немного. Житие преподобного говорит, что Арсений был уроженцем Великого Новгорода. Ни точная дата его рождения, ни его родители, ни даже его мирское имя нам неизвестны. Арсений был искусным ремесленником и немало преуспел в ковке медных сосудов. В возрасте примерно 20 лет он уходит в новгородский Лисогорский монастырь, где в 1379 году принимает монашеский постриг с именем Арсений.
Прожив 14 лет в Лисогорском монастыре, преподобный покидает его и по благословению игумена отправляется на Афон, в Грецию, предположительно в сербский Хиландарский монастырь. Там его принимает братия во главе с игуменом Иоанном. Арсений безвозмездно выделывает медную посуду не только для монастыря, в котором подвизался, но и для остальных обителей на Афонской горе.
Вскоре соседние монастыри стали присылать Арсению своих иноков для научения этому ремеслу. Опасаясь, чтобы многочисленные посетители, приходившие к нему для работы и учения, не обременяли братию его обители, преподобный испросил благословение игумена обойти некоторые афонские монастыри и потрудиться на их пользу. По прошествии трех лет Арсений возымел желание вернуться на родину, с тем, чтобы основать в северных землях обитель во имя Пресвятой Богородицы. Игумен, провидя в нём великого подвижника, благословил Арсения, сказав, что «Господь воздвигнет через него обитель в стране северной, которая спасётся его молитвами от многих прелестей бесовских и суеверий». Он дал преподобному устав святогорского общежития для основания нового монастыря, а в благословение самому Арсению — икону Пресвятой Богородицы Акафистную, позже прославленную в России как икона Божией Матери Коневская.
Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь был основан преподобным Арсением Коневским в 1393 году. Основным документом, из которого мы узнаем о раннем периоде жизни обители, является Житие ее основателя.
Прибыв на остров, Арсений построил себе небольшую келью на вершине небольшой возвышенности в глубине острова (ныне именуемой Святой горой) и поселился в ней, прожив в уединении около трех лет.
В 1396 году Арсений переходит жить на берег Ладоги. Здесь к нему начинают стекаться ученики, составляя тем самым первую монастырскую братию. Братия сооружает каменный храм во имя Рождества Богородицы (1398), строит себе деревянные кельи и ограду.
Предположительно, в середине 15 века монастырь посещает новгородский святитель Евфимий, архиепископ Новгородский, с которым преподобного Арсения связывали узы давней дружбы и с которым он был знаком ещё по Лисогорскому монастырю. В знак благоволения, Евфимий преподнес в дар Арсению белый клобук. В память о посещении острова владыкой монастырскую бухту стали именовать Владычной лахтой, как она продолжает называться и доныне.
Обитель во Владычной лахте существовала почти 25 лет. В 1421 году страшное наводнение на Ладоге затопило монастырь, и Арсений принял решение перенести его на более возвышенное место. Здесь был заложен уже новый храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Позже он неоднократно перестраивался, являясь, как полагают исследователи, первой на Ладоге и всём русском Севере каменной храмовой постройкой. В новый храм была помещена главная святыня монастыря — икона Божией Матери Коневской.
До 1447 года (по другим данным — 1444 года) подвизается преподобный Арсений на Коневце вместе с собравшейся под его началом братией. В начале июня 1447 года Арсений начал крайне изнемогать и почувствовал близость кончины. Он пригласил к себе братию, избрал из среды её благочестивого старца Иоанна по себе настоятелем и дал наставление: «Жить единодушно с любовью для Господа и пещись о спасении душ своих».
12 июня 1447 года преподобный Арсений преставился, прожив в строгом иночестве 68 лет, а в устроенной им обители — 54 года.
По преставлении преподобного чудное благоухание распространилось повсюду. Вся братия плакала неутешно о своём настоятеле, и с честью схоронила его тело под папертью храма, при входе.
В 1547 году православная Церковь причислила преп. Арсения к лику святых угодников Божиих. День памяти преподобного Арсения Коневского ежегодно отмечается 25 июня (12 июня по ст. стилю).
По кончине преподобного Арсения основанная им обитель мирно существует в течение 130 лет, с 1447 по 1577 годы.
На долю Коневского Рождество-Богородичного монастыря выпало немало испытаний. Небольшие размеры и крайне опасное расположение на границе государств много раз ставили под угрозу существование монастыря. Но молитвами преподобного Арсения, каждый раз монастырь возрождался и монашеская жизнь снова входила в своё русло.
Внутреннее убранство храмов утрачено. Зимняя война закончилась 13 марта 1940 года подписанием мирного договора с Финляндией, по которому к Советскому Союзу отходил Карельский перешеек и часть территории Финляндии к северу от Ладожского озера, включая само Ладожское озеро и острова Коневец и Валаам. Выполняя приказ военных властей, монастырская братия (31 человек) загодя покинула остров. Перед уходом в храме был отслужен молебен перед Коневской иконой Божией Матери, затем иноки перевезли часть монастырской утвари на материк. Последним покидал обитель иеромонах Адриан с чудотворной иконой Богородицы в руках. В кельях осталось всё имущество, в библиотеке — книги, в храмах — полные иконостасы и колокола. Только колокола Казанского скита сняли и увезли. Всё, что осталось, было впоследствии разорено. На острове расположились военные части Советской армии и полигон.
После эвакуации более 3-х месяцев братия временно жила в народной школе Теряля в Хуапананкоски. Летом 1940 года игумен Маврикий нашёл новое место для монастыря в деревне Хамула. Монастырь приобрел усадьбу Хиекка на берегу озера Нилаккаярви, а вместе с ней 100 га леса и 23 га полей, 5 коров, быка, несколько телят, 3 лошади. Оставшиеся деньги пошли на ремонт помещений, а также закупку сельскохозяйственного инвентаря и машин. Земледелие обеспечивало монастырь зерном и картофелем в достаточном количестве, коровы давали немного молока. Не хватало масла, сахара, чая, кофе и керосина для ламп. Таким образом, почти все силы были сосредоточены на том, чтобы вести хозяйство и обеспечить себя питанием. Монастырский устав был упрощён, чтобы можно было уделять больше времени полевым работам.
Во время Великой отечественной войны (1941—1945) остров Коневец отошёл обратно к Финляндии. 8 октября 1941 года игумен Маврикий и иеромонахи Максим и Дорофей примерно на неделю вернулись на Коневец с надеждой организовать возвращение братии. 13 января следующего года иеромонах Максим, монах Феофан и послушник Андрей вновь побывали на Коневце. Иноки жили на острове с солдатами. Теперь на острове имелось электричество: за Никольским храмом советские войска установили электрогенератор и протянули в келью игумена и эконома провода. Послушник Андрей Пешков вспоминал: «После того, как растаял снег, в лесу и около скитов то и дело попадались разрубленные и оскверненные иконы, порванные книги. Только в Никольском храме почти все иконы остались на своих местах, даже престол и жертвенник сохранились в целости. Вo всех других храмах вместо икон в иконостасах темнели пустые дыры». Иноки снесли в Никольский храм все найденные на острове иконы и с августа начали регулярно совершать богослужения.
Весна прошла в полевых и садовых работах. Но втроем было, конечно, тяжело. В августе на Коневец прибыл иеромонах Адриан. Осенью 1942 года Коневец стал все чаще подвергаться бомбежкам. Монахи и послушники эвакуировались. Иеромонахи Максим и Адриан оставались на острове вплоть до 19 августа 1944 года, когда Коневец вновь отошёл к Советскому Союзу.
Игумен Маврикий, живший в эвакуации вместе с братией, скончался 12 февраля 1944 года от воспаления легких. Отпевали его в кафедральном соборе г. Куопио, службу возглавлял архиепископ Герман (Аав). По желанию о. Маврикия его тело перевезли на Коневец, и находившиеся там наместник иеромонах Адриан и иеромонах Максим погребли покойного настоятеля за алтарем собора, рядом с его прёдшественником, архимандритом Никандром.
В 1950-е годы в составе Коневской братии осталось всего 9 человек. Большую часть земли сдали в аренду, скот продали. В 1955 году было принято решение о переселении оставшихся монахов на Новый Валаам. 31 августа 1956 года в Ново-Валаамский монастырь прибыли стареющие и больные иноки Коневца. Весной 1957 года имущество усадьбы Хиекка было продано с аукциона. Вместе с Коневской братией, в Ново-Валаамский монастырь были перевезены монастырские ценности и чудотворная икона Коневской Божией Матери, которая и доныне хранится в Спасо-Преображенском соборе Ново-Валаамском монастыря.
На Коневце после окончания Великой Отечественной войны разместилась военно-морская база. На протяжении почти 50 лет остров оставался запретной зоной и служил для военных испытательным полигоном. Берег острова был огорожен колючей проволокой, в акватории острова был запрещён проход гражданских судов. В первые годы существования полигона здесь разрабатывались и испытывались образцы советского химического оружия, а также производились испытания ракет на твёрдом топливе. Полигон служил также местом испытания торпедного и морского минного оружия. За это время монастырь подвергся сильному разрушению. Собор Рождества Богородицы был превращён в склад, в помещении братской трапезной расположился клуб. В бывших монастырских кельях поселились семьи офицеров. Военные почти полностью разорили братское монастырское кладбище, превратив его сначала в автопарк, а затем в спортивную площадку.
Основные испытания проводились на полигоне в 50-е и 60-е годы. Тогда население острова составляло несколько сотен человек. Военные создали на острове развитую инфраструктуру, имели собственное хозяйство. Однако ближе к концу 80-х годов работы на острове стали постепенно сворачиваться, и полигон потерял своё прежнее значение. Бесхозные монастырские постройки были предоставлены разрушительному воздействию времени. В таком состоянии они предстали взору первых монахов, которые пришли на остров Коневец в 1991 году, когда монастырь был возвращён церкви.
В 1991 году остров Коневец и монастырские постройки были переданы государством Санкт-Петербургской епархии. В феврале 1991 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский назначил наместником и строителем монастыря архимандрита Назария (Лавриненко). 28 мая 1991 года о. Назарий впервые прибыл на Коневец. Спустя более пятидесяти лет после того, как Коневская братия, спасаясь от войны, покинула остров, новые молитвенники продолжили монашескую традицию.
В том же году были обретены мощи преподобного Арсения, чудесным образом сохранившиеся в подвале под полом храма. Экспертиза мощей, подтвердившая их подлинность, была проведена в 1998 году.
В 1993 году Русская Православная Церковь отпраздновала 600-летие обители.
Когда отмечалось 600-летие монастыря, обитель, конечно, была еще лишь в начале своего возрождения – нижний храм собора успели покрасить, но иконостас стоял ободранный, алтарь был пуст, состоянием других построек хвастаться тоже было нельзя. Тем не менее, праздник решили отметить. У чудотворной Коневской иконы Божией Матери в Ново-Валаамском монастыре был написан точный список. Его освятили и провезли на велосипедах крестным ходом по православным приходам Финляндии. По прибытии список положили на аналой, установленный на то место, где издревле стояла чудотворная икона, и отслужили молебен. В 1994 году были совершены первые монашеские постриги. Впервые побывавший в монастыре в 1996 году митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир по достоинству оценил труды архимандрита Назария в деле восстановления обители и назначил его наместником Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. В течение нескольких лет архимандрит Назарий возрождал оба монастыря, будучи не в силах расстаться с Коневцом. С 1999 по 2001 год Коневский Рождество-Богородичный монастырь возглавлял игумен Мстислав (Дячина), ныне епископ Тихвинский и Лодейнопольский, священноархимандрит Александро-Свирского монастыря. С 2001 по 2007 год настоятелем был игумен Исидор (Минаев), ныне архимандрит, настоятель храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге. С 2007 года монастырь возглавляет игумен Александр (Арва), коневский постриженник, прошедший в нем путь от трудника до игумена. 12 марта 2013 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви по прошению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира было решено образовать в административных границах Всеволожского, Выборгского и Приозерского районов Ленинградской области Выборгскую епархию. Епископом Выборгским и Приозерским был назначен Преосвященный епископ Бронницкий Игнатий, викарий Московской епархии (журнал № 16). 25-26 декабря 2013 года, удовлетворяя прошение Преосвященного епископа Выборгского и Приозерского Игнатия, Священный Синод постановил утвердить его в должности священноархимандрита Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря на острове Коневец (журнал № 163).
Хотя относительно шестивековой истории обители период ее возрождения сравнительно невелик, но сделано немало. Полностью восстановлен нижний храм Сретения Господня, проведен наружный ремонт собора. Полностью реконструирован игуменский корпус, первый этаж которого сейчас занимает монастырская братия. Она немногочисленна — около пятнадцати человек. Кроме того, на острове постоянно живет приблизительно такое же количество трудников. Летом количество жителей значительно увеличивается. С 2001 года работает Паломническая служба монастыря, которая занимается приемом гостей и обслуживает монастырскую Красную гостиницу. В Белой каменной пока идут ремонтные работы. Отсутствие отопления и электричества не позволяет принимать паломников в зимнее время. Летом же многочисленных гостей привлекает уединенность обители, ее древняя история и возможность побывать на монастырских богослужениях. На Коневце нет местных жителей, что создает особую атмосферу отдаленности от повседневной суеты. Вся жизнь обители выстраивается в соответствии с суточным кругом богослужений. Божественная литургия служится в монастыре ежедневно. Многие гости приурочивают посещение монастыря к его основным праздникам – памяти преподобного Арсения Коневского, 25 июня, и Коневской иконы Божией Матери, 23 июля. Нередко именно в эти дни случаются и архипастырские визиты. Коневский монастырь неоднократно посещали архиереи как Русской, так и Финской Православной Церкви. 19 августа 1998 года впервые за историю обители ее посетил Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 11 июля 2009 года состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Не менее значимым для обители стал 2006 год, когда Коневский монастырь посетила чудотворная Коневская икона Божией Матери, некогда привезенная преподобным Арсением с Афона, а ныне пребывающая в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии. В течение недели она находилась на своем историческом месте. За время пребывания в России к иконе смогли приложиться более 30 тысяч паломников. Место древней иконы вновь занял ее список, который уже также прославился своими чудотворениями. В 2015 году на остров вернулся еще один список Коневского образа, который до исхода братии располагался в иконостасе Коневского скита и был сохранен одним из советских офицеров. Священноархимандитом Коневского монастыря епископом Выборгским и Приозерским Игнатием были освящены полностью восстановленные и действующие скитские церкви – Казанская и Коневская, а также расположенная в северо-восточном углу каре Арсениевская.
Коневский монастырь вновь живет, уповая на молитвы своего основателя, преподобного Арсения.
В 1991 году монастырь был возвращен Санкт-Петеpбуpгской епархии.
В начале 1991 года по поручению митрополита Ленинградского и Ладожского Иоанна (Снычева) на остров отправляются его личный секретарь архимандрит Симон (Гетя), ныне митрополит Мурманский и Мончегорский, и игумен Назарий (Лавриненко), настоятель подворья Валаамского монастыря в Ленинграде, ныне епископ Кронштадтский. Цель их визита – оценить состояние построек и решить вопрос о целесообразности восстановления монастыря. Решение принято единодушное – возрождать! Игумен Назарий был возведен в сан архимандрита и назначен наместником Коневского монастыря.
28 мая 1991 года на Коневец вместе с о. Назарием прибыли семь человек. Так началось возрождение монастыря. Военные предоставили прибывшим две комнаты в Красной гостинице. Первыми работами были уборка металлолома и создание своего огорода. В конце июля 1991 года обитель посетил последний из оставшихся в живых насельников старого Коневца – послушник Андрей Пешков, или, как его звали в Финляндии, Антти. Он был уже тяжело болен, но изъявил такое твердое желание ехать на остров, что братия Ново-Валаамского монастыря, в котором он жил, не смогла противостоять ему. «Если я умру в пути, – говорил Антти, – я умру по дороге к родному монастырю. Если я умру на острове – тем лучше». Господь благословил Андрея Пешкова стать связующим звеном между двумя эпохами жизни монастыря. Антти пробыл на острове четыре дня, а, вернувшись в Финляндию, через две недели скончался.
В ноябре 1991 года при ремонте нижнего храма были обретены мощи преподобного Арсения Коневского. Экспертиза мощей, подтвердившая их подлинность, была проведена в 1998 году. В декабре 1991 года в Финляндии было учреждено Общество «Коневец», которое начало оказывать всестороннюю помощь возрождающемуся монастырю.
К 1993 году, когда отмечалось 600-летие монастыря, обитель, конечно, была еще лишь в начале своего возрождения – нижний храм собора успели покрасить, но иконостас стоял ободранный, алтарь был пуст, состоянием других построек хвастаться тоже было нельзя. Тем не менее, праздник решили отметить. У чудотворной Коневской иконы Божией Матери в Ново-Валаамском монастыре был написан точный список. Его освятили и провезли на велосипедах крестным ходом по православным приходам Финляндии. По прибытии список положили на аналой, установленный на то место, где издревле стояла чудотворная икона, и отслужили молебен. В 1994 году были совершены первые монашеские постриги. Впервые побывавший в монастыре в 1996 году митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир по достоинству оценил труды архимандрита Назария в деле восстановления обители и назначил его наместником Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. В течение нескольких лет архимандрит Назарий возрождал оба монастыря, будучи не в силах расстаться с Коневцом.
С 1999 по 2001 год Коневский Рождество-Богородичный монастырь возглавлял игумен Мстислав (Дячина), ныне епископ Тихвинский и Лодейнопольский, священноархимандрит Александро-Свирского монастыря.
С 2001 по 2007 год настоятелем был игумен Исидор (Минаев), ныне архимандрит, настоятель храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге.
С 2007 года монастырь возглавляет игумен Александр (Арва), коневский постриженник, прошедший в нем путь от трудника до игумена.
12 марта 2013 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви по прошению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира было решено образовать в административных границах Всеволожского, Выборгского и Приозерского районов Ленинградской области Выборгскую епархию. Епископом Выборгским и Приозерским был назначен Преосвященный епископ Бронницкий Игнатий, викарий Московской епархии (журнал № 16). 25-26 декабря 2013 года, удовлетворяя прошение Преосвященного епископа Выборгского и Приозерского Игнатия, Священный Синод постановил утвердить его в должности священноархимандрита Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря на острове Коневец (журнал № 163).
Хотя относительно шестивековой истории обители период ее возрождения сравнительно невелик, но сделано немало. Полностью восстановлен нижний храм Сретения Господня, проведен наружный ремонт собора.
Полностью реконструирован игуменский корпус, первый этаж которого сейчас занимает монастырская братия. Она немногочисленна — около пятнадцати человек. Кроме того, на острове постоянно живет приблизительно такое же количество трудников. Летом количество жителей значительно увеличивается. С 2001 года работает Паломническая служба монастыря, которая занимается приемом гостей и обслуживает монастырскую Красную гостиницу. В Белой каменной пока идут ремонтные работы. Отсутствие отопления и электричества не позволяет принимать паломников в зимнее время. Летом же многочисленных гостей привлекает уединенность обители, ее древняя история и возможность побывать на монастырских богослужениях. На Коневце нет местных жителей, что создает особую атмосферу отдаленности от повседневной суеты. Вся жизнь обители выстраивается в соответствии с суточным кругом богослужений. Божественная литургия служится в монастыре ежедневно. Многие гости приурочивают посещение монастыря к его основным праздникам – памяти преподобного Арсения Коневского, 25 июня, и Коневской иконы Божией Матери, 23 июля. Нередко именно в эти дни случаются и архипастырские визиты. Коневский монастырь неоднократно посещали архиереи как Русской, так и Финской Православной Церкви. 19 августа 1998 года впервые за историю обители ее посетил Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 11 июля 2009 года состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Не менее значимым для обители стал 2006 год, когда Коневский монастырь посетила чудотворная Коневская икона Божией Матери, некогда привезенная преподобным Арсением с Афона, а ныне пребывающая в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии. В течение недели она находилась на своем историческом месте. За время пребывания в России к иконе смогли приложиться более 30 тысяч паломников. Место древней иконы вновь занял ее список, который уже также прославился своими чудотворениями.
В 2015 году на остров вернулся еще один список Коневского образа, который до исхода братии располагался в иконостасе Коневского скита и был сохранен одним из советских офицеров. Священноархимандитом Коневского монастыря епископом Выборгским и Приозерским Игнатием были освящены полностью восстановленные и действующие скитские церкви – Казанская и Коневская, а также расположенная в северо-восточном углу каре Арсениевская.