Санкт-Петербург, Загородный просп., дом 7

18 апреля, в Неделю преподобной Марии Египетской, на петербургском подворье Коневского Рождество-Богородичного монастыря были совершены праздничные богослужения. Всенощное бдение накануне воскресного дня и Божественную литургию возглавил настоятель подворья, иеромонах Давид (Алексеев), в сослужении игумена Бориса (Шпак).

По завершении богослужения настоятель обратился к молящимся с пастырским словом:
«Дорогие братия и сестры! Поздравляю вас с окончанием пятой седмицы Великого поста. У нас осталась всего одна неделя, на которой мы будем приносить Богу покаяние, глубоко размышлять о нашей жизни, о вызовах, которые через людей, события, наши внутренние ощущения нам даются.
Каждая Неделя Святой Четыредесятницы имеет особые Евангельские чтения, избранные в подкрепление нашей духовной жизни в дни поста. Сегодня мы слышим, как Господь, не скрывая от своих учеников Своей будущей Жертвы, направляется в Иерусалим, где Он будет подвергнут избиению, поруганию и крестной смерти. Так поступит с Ним избранный народ, видевший своими глазами чудеса, благодеяния, изгнания бесов, воскрешение людей.
На этом фоне грядущих событий ко Господу подходят Его ученики Иаков и Иоанн, сыны Зеведеевы, с их матерью, имея просьбу, немало удивляющую нас сегодня: просят воссесть рядом с Ним в Царствии, можно сказать, просят должности министров в будущем Царствии Небесном. Подивившись этому несвоевременному требованию, посмотрим и на себя: о чем молимся мы, о чем наши помыслы и мечты? Духовная жизнь наша во Христе, освященная жизнь с Богом начата с высокой целью подвига. Но на самом деле как часты наши пожелания уважения за наше христианское звание, помощи Божией в меркантильных делах, почестей за свое служение и пред ближними… Все это мы можем видеть в своем сердце, и это совершенно противоположно христианскому подвигу, являясь к проявлениями самолюбия, тщеславия, корысти.

Напомню историю Каина и Авеля, когда последний приносил жертву Богу от чистого сердца, а первый пытался «договориться» с Богом, оставив себе лучшую часть жертвы и пытавшись поставить свои правила общения с Тем, Кто дал ему все. Это корыстное отношение привело Каина к осуждению, зависти и братоубийству. На Страстной седмице мы будем говорить о Иуде и его предательстве, о том, почему не нашлось в его сердце места любви, но лишь корысти. Все эти страсти, увы, по сей день живут в наших сердцах.

Сегодня мы слышим ответ Христа Иакову и Иоанну: «Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» (Мк. 10:38) Не понимаете, потому что человек не способен самостоятельно увидеть своей пользы, свое благо на земле из-за грехопадения. Вместо установления цели общения с Богом мы сами не знаем, о чем просим… Есть хороший библейский пример, как по сотворении Адама Господь, наведя на него сон, сотворил Еву, помощницу ему. Почему нужен был такой сон? Возможно, Адам давал бы Богу при сотворении Евы много «дельных» советов о ее внешности и качествах. Господь уберегает Адама от своеволия.

Мы же в своих молитвах постараемся уподобиться грешной женщине с сосудом мира, о которой слышали во втором Евангельском чтении (Лк.7:37). Христос учил в доме фарисея, и эта женщина пришла со смирением возлить миро на ноги Господа, омыв их своими слезами. Также и мы отказались от грехов и пригласили Христа в свою жизнь, в свое сердце. Что же делаем мы для Него? Как фарисей, ожидаем от Него каких-то важных слов, открывающих нам пути жизни? Или участия в наших делах, нашего статуса, освящения наших собственных дел? Будем уподобляться лучше той женщине, оставившей свои грехи и пришедшей ко Христу, даже в чужой дом, пользуясь таким случаем, чтобы изменить ради Него свою жизнь. И мы с вами тогда проявим же максимум нашей христианской любви, позаботимся о ближних, сделаем нашу жизнь духовной, имеющей высокий смысл — тогда Господь будет всегда с нами, в наших сердцах».