В первое воскресение Великого поста, 21 марта, в Неделю Торжества Православия на петербургском подворье Коневского Рождество-Богородичного монастыря были совершены праздничные богослужения.
Всенощное бдение и Божественную литургию возглавил настоятель подворья, иеромонах Давид (Алексеев), в сослужении игумена Бориса (Шпака).
После Литургии был совершен Чин Торжества Православия.
По завершении богослужения настоятель обратился к молящимся с пастырским словом:
«Сердечно поздравляю с окончанием первой седмицы Великого поста, с днем Торжества Православия. С помощью Божией мы преодолеваем свои немощи и недостатки на пути Великого поста и радуемся сегодня о благодати, которой Господь защищает нас от действия греха.
Мы вспоминаем одну из побед Православия над невежеством и злом измышлений человеческих: конец эпохи иконоборчества, когда силой пытались иконы как явление, принесенное Богом в мир для нашего спасения .В течение двух веков гонения иконоборцев наносили раны Церкви, но в этих испытаниях Церковь отстояла Истину Христову и укрепилась.
Что есть икона? В переводе с греческого — образ. Мы помним, что Господь создал человека по образу и подобию Своему. Значит, и человек является иконой Божиего подобия. После утраты и повреждения до неузнаваемости грехом образа и подобия Божиих икона необходима нам как духовный ориентир. В Евангелии мы сегодня услышали историю Нафанаила (Ин. 1:44-51), которому Господь открыл, что уже видел его и слышал его молитву. Это чудо откровения не только ученику Христову, но и каждому из нас: Бог слышит стремления нашей души. Так Спаситель являет нам образ и Бога Отца, к Которому стремится Его страдающее создание.
Иконы — это прежде всего образ Бога, к Которому мы прибегаем, чтобы Он воссоздал Свой разрушенный, поврежденный образ.
Предание повествует нам о последнем императоре из иконоборцев — Феофиле и его жене Феодоре. В мучениях на смертном одре Феофилу не помогали никакие лекарства, никакие средства, однако его супруга Феодора принесла к его одру иконы. Лицо умирающего при этом осветилось верой и надеждой. Так, уже при смерти злой император смог раскаяться в своем грехе иконоборчества, только увидев святые образа. Благодаря покаянию его имя было изглажено из перечня иконоборцев, Феодора же, прославленная позже в лике блаженных, инициировала созвание собора иерархов Церкви и утверждение иконопочитания.
Образ Божий спасителен для нас. Прикосновение к иконе Господа, Пресвятой Богородицы и святых очищает нашу душу, удаляет из нее беспорядок страстей.
Но нападения на иконы не остались далеко в прошлом. Что творится в современном мире? Как мы подвержены обезображиванию образа Божьего и как диавол старается втянуть нас в прелести века сего, увлекая прочь от мира горнего на падение и соблазн! В кино и в интернете, в журналах и даже в музеях столько действа диавольского — в виде непотребных картинох и непристойных фильмов, растлевающий образ Божий в человеке. В Москве сейчас под предлогом культурных изысков проходит выставка мертвых тел. Прогресс человечества оказывается мнимым, заставляя людей деградировать. Тогда, в VII-VIII веках иконоборцы тоже прикрывались идеей стремления к новому, ухода от «мракобесия» прошлых веков.
Сегодня, в Неделю Торжества Православия, приурочим к этому празднику оставление греховных привычек: просмотр передач и фильмов, зрелищ для «любопытных» . Будем предстоять пред Господом в трезвении и внимании, будем становится чище и искать радость о Господе в дни Великого поста, предваряющие светлое Христово Воскресение. Свою помощь да дарует нам Господь на этом поприще! Аминь».