Дорогие отцы, братия и сестры! В сей праздник Рождества Пресвятой Богородицы, мы вновь задумываемся о чистоте, которую принесла в наш мир Пресвятая Дева. Она родилась от праведных Иоакима и Анны, давших Богу обет отдать Ему своё дитя, с природой Которой соединился Бог для спасения каждого из нас.
Для нас важно понять, называя Марию Пречистой Девою, в чем чистота Божией Матери. В древности было множество обрядов для очищения, но совершение обета святых Иоакима и Анны стало подлинной жертвой Богу от человечества. Господь даровал Пресвятой Деве Марии особую чистоту — которая происходит не от человеческой природы, но от Божественной благодати. Пресвятая Богородица наследовала первородный грех, как и все мы. Но благодать Божия, содействуя поврежденной природе, смогла сделать невозможное: очистить нашу душу от греха.
Да, в природе нет ничего полностью чистого, в человеке не может быть ничего чистого. Нет чистоты чувств, — наши чувства, словно флюгер, вертятся в разные стороны; нет чистоты стремлений — нас влечет куда угодно; наш разум увлекается нечистотою многочисленных идей этого мира, — наша душа, как зеркало, разбита на миллионы осколков.
Ни в какой жизненной сфере нельзя добиться полной чистоты — невозможно чисто исполнять свою работу — без осознания пользы служения ближним, трудно найти чистое искусство, ибо где нет сверхзадачи высокой цели в нем, часто кроются человеческие страсти. Только там можно искать чистоту, где есть добрые намерения и готовность к приятию воли Божией.
В Рождестве Пресвятой Богородицы такие намерения и принимает во всей полноте Господь, даруя нам Свою благодать и ту чистоту, которую сподобилась Пресвятая Богородица, именуясь Пречистой Материю Нового человечества, чистого и приготовленного для Царствия Небесного.
От нас же требуется стремление к подобной чистоте, прилепление к Богу, в заповедях данной, разумом и чувствами, всей крепостью своей. И тогда доселе по природе «Невозможное человеку становится возможным Богу» ( Мф. 19, 26) . Аминь.