Дорогие братья и сестры!
Мы знаем, что обычно сопутствует рождению каждого ребёнка. Родители радуются, потому что рождение — воплощение определённых желаний, определённых жизненных планов. Родители между собой планируют, кем будет будущий ребёнок, какова будет его жизнь — но многое из этих планов, увы, часто не сбывается, об этом известно каждому из нас по жизненному опыту.
Не так было в Рождестве Божией Матери. В Священном Писании мы читаем, что родители Ее достигли уже столь пожилого возраста, и праведные Иоаким и Анна понимали, что, раз некие планы не сбылись в их жизни до определённого возраста, то при рождении ребёнка они смогут посвятить первенца Богу — и это станет венцом их жизни. И вот у них рождается благословенный младенец. Именно такого ребёнка Господь избирает для Своего пришествия в мир — и для нас для всех это огромное открытие для нашей духовной жизни. Ибо счастливо не то дитя, успешен не тот человек, который посвящает себя исполнению мирских целей, но то тот, кто по слову апостола Иоанна Богослова, не от похоти, но от Бога родился. То есть рождение нового человека, которого Господь может взять себе в удел, это признак дара Божьего.
Если бы к каждому ребёнку родители бы относились таким образом, как богоотцы Иоаким и Анна к Пресвятой Богородице, то каждый в своей жизни имел бы возможность жить для Бога. Ведь наша жизнь в Церкви – это Христоношение в нашем сердце; в нашем сердце пребывает Христос Своей благодатью, поэтому мы называем себя христианами. Наши усилия, наши посты и молитвы, наши сильные стороны характера или телесные особенности помогут нам получить наследие небесных благ. Но прежде всего блага дарует нам наше смирение.
Ведь человек рождается в этот мир маленьким и беззащитным — и уже него появляются друзья и враги, близкие и недоброжелатели, народ, страна — всё это отражается на ребёнке.
Очень важно, чтобы жизненный путь человека с младенчества проходил с вектором смирения, который мы видим у Божией Матери. Человек не может прожить свою жизнь в борьбе с ветряными мельницами — с обстоятельствами жизни, со своими родителями, с друзьями и врагами. А зачастую, наши человеческие печали связаны именно с таким отношением к жизни. «Се раба Господня, да будет мне по слову твоему» (Лк. 1:38), — вот, что Она отвечает архангелу Гавриилу.
Образ Божией матери — знамение для нашей жизни; Она показывает путь Христоношения, которым мы должны следовать. Без смирения, без нашей внутренней готовности принять любые события, такой путь не сложится. Так мы наследуем истинное смирение Божией Матери, Которая принимала в себя всё доброе и не была сопричастной ничему дурному. Этот жизненный подвиг смирения, подвиг человеческого достоинства, который освятил Христос, был заложен еще при Её Рождестве.
Рождество Пресвятой Богородицы для нас — всегда надежда нового начала. Господь даёт нам каждый день жизни как возможность очищения, преображения. Поэтому сегодня, празднуя этот событие, давайте воспримем его как шанс стать немного лучше, немного чище, прислушавшись к голосу Бога, звучащему в Евангелии.
В сегодняшнем чтении мы слышали, как женщина, возвысившая глас из народа, сказала Господу: «Блаженно чрево, носившее тебя», — имея в виду Пресвятую Деву Марию, которая вместила в себя Бога. Он же ответил: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11:27-28). Если мы прислушаемся к Слову Божиему, то исполним слова Христа. Всех вас поздравляю с праздником Рождества Пресвятой Богородицы!