Настоятель подворья, о.Давид, обратился с пастырским словом к богомольцам:
«Дорогие отцы, братия и сестры, сердечно поздравляю вас с воскресным днем! В сегодняшнем Евангелии мы слышали притчу о человеке, который был должен царю много денег — так, что государь повелел продать в рабство его, всю его семью и имущество, чтобы оплатить эти долги (Мф 18:23-28). Человек же тот просил царя потерпеть, обещая отдать деньги, и царь, сжалившись над должником, великодушно простил ему весь долг.
Так Господь повелевает нам понимать дарование Им Царствия Небесного людям. Эта притча поразительна: неужели, думаем мы, что-то должны мы Богу? Эта притча вызывает даже страх: как можно было набрать долгов у царя на такие суммы денег? разве так непомерны наши долги, откуда же они?
Человек бесконечно просит о чем-то Бога, берет Его милости, даже не думая отдавать что-то назад. Смысл этой притчи в том, что мы забываем о великих благодеяниях Божиих. Уже в Книге Бытия мы читаем о создании мира и человека: удивительная Земля, прекрасны населяющие ее животные и непостижимы по сей день человеческим умом многие законы природы. Человек же поставлен венцом творения, будучи создан по образу и подобию Божию: самовластным, свободным, разумным.
Священное Писание рассказывает нам о Рае — особом нерукотворенном храме, где человек в начале веков мог ежедневно лицезреть Бога, беседуя с Ним. Имея все это, человек послушал голос искусителя — и за преслушание человек был из Рая изгнан, проклята стала земля за дела его.
Как много вложил Бог в сущность человека, сколь много власти в его руке, а главное — у него есть возможность быть возлюбленным чадом Божиим…
Дерево добра и зла лишь предостерегало человека от опасной тяги к искусителю, внушавшего, что можно наслаждаться благами этого мира без Бога, но с божественным достоинством. Человек лишился покрова Божиего, стал подвержен лукавым искушениям — обрел возможность знать зло… Все дела, которые человек делал без Бога, были прокляты. Тернии и волчцы произрастала земля.
И сегодня человек стоит, как дитя перед родителями — в неоплатном долгу за свое происхождение, за труды, которые в него вложены. А Господь прощает всем нам, грешникам, этот долг.
Во второй части евангельской притчи мы видим, как же человек отвечает на это прощение. Вместо того, чтобы жить с чистого листа, прощая, по примеру своего господина, долги всем, он нашел (на встретил, а именно нашел) одного из товарищей своих, душил, требуя возврата долга и, несмотря на все просьбы, посадил его в темницу, пока не отдаст долга (Мф 18:28-30). Вспомним, в связи с этим эпизодом, светлый день нашего Крещения — день, когда мы чувствовали чистоту и свет своей души, отращившуюся на нас Божественное прощение и Божественную милость. Но постепенно помыслы осуждения и лукавого мудрования о собственном строительстве нашей жизни, внушаемые нам лукавым, захватили нас. Потому что без сотворчества с Богом, без духовной жизни нет спасения.
Апостол Павел говорит: «Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим 10:10). Если сердце наше верует Господу, мы и для своих ближних должны делать все ко спасению. Где-то прикроем грех брата, где-то поможем его спасению с любовью: все это и есть наше соработничество Богу. Господь не оставил этот мир, Он требует от нас дальнейшего участия в делах Его любви — и не раз в неделю, приходя в храм и проявляя светлые чувства, а ежедневно, ежечасно трудясь на нашем жизненном поприще. Он ждет от нас подражания Его великодушию, а не подражания тем, кто пользуется моментом свободы. Очень часто мы требуем не только какие-то материальные вещи, а иных моментов: чтобы нам уступали, слушали только нас, исполняли только наши желания.
Будем подражать милосердному Богу, Который принял нас в Свою Церковь, простил нам наши грех, чтобы и мы «оставили должникам нашим». Этой милостью≤ этой любовью Божией побеждается все земное царство. Будем помнить, что се проходит в мире, кроме веры, сохраняющей нас, надежды, укрепляющей нас, и любви, необходимой для нас, составляющей существо нашей жизни (1 Кор.13:13). Аминь»