В день воскресный 5 седмицы Святой Четыредесятницы мы узнаем из Евангелия, как по пути во Иерусалим Иисус говорил ученикам Своим о том что будет с Ним, и «Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет» (Мк. 10, 33-34).
Но, несмотря на такие слова, Его двое из учеников настаивают на исполнении их желания «сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей» (Мк. 10, 37). Их просьба вызывает сильное негодование у других апостолов как неподобающее поведение. И действительно, еще недавние рыбаки, предаваясь мечтаниям о будущем, уже примешивают к служению свои человеческие страсти.
Несмотря и на наше негодование, отнесемся внимательно к тому, что зачастую является объектом наших чаяний. Как часто мы скорбим, что не имеем достаточно материальных благ, желая получить их без особых усилий, исключительно на личные нужды. Как часто мы желаем чести и первенства среди равных, но не стремимся приложить к ним добрые качества, достойные уважения. Как расстраивает нас то, что ближние не стремятся содействовать нашим планам и желанием, хотя нас совершенно не интересуют их нужды.
А если Господь исполнит подобные наши желания? Не станет благословенного служения, чтобы люди «видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16). Воцарится алчность вместо труда, бездарность вместо таланта, вожделение вместо уважения друг другу. Свт. Илия Минятий в своих проповедях приводит пример одного древнего греческого скульптора Параклита. Его просили создать скульптуру и он, желая исполнить просимое, и одновременно посрамить человеческие желания, стал создавать две формы. Одну — тайно, по законам искусства, а другую — публично, и в ее в создании принимали участие все желающие. Многие советовали художнику, какие должны быть у нее формы. По создании же он выставил свои работы на публику. Та скульптура, которая создавалась по советам людей, не была признана, а созданную по законам искусства прославили.
Руководствоваться Волей Божией в наших молитвах, основываться на законах любви к Богу и ближнему, со смирением относиться к происходящему как к Промыслу Божиему – таким путем нам следует шествовать. Это единственный путь, на которым мы сможем избежать искушений и обрести свободу от собственных страстей. Примером послужит древняя история. Император Александр Македонский во время своего военного похода в Малую Азию против Персии, искупавшись в холодной реке, сильно заболел. Лечил его друг, врач Филипп, на которого императору было донесено, что он подкуплен персами и убьет полководца. Но Александр принял лекарство от Филиппа и лишь после этого показал ему письмо с доносом, рассуждая, что если тот врач, то должен лечить, а если друг, то не может предать. Александр Великий выздоровел. Также и мы, если принимаем волю Божию как Его Промысел над нами, проявляя смирение и любовь, имеем возможность исцелиться и спастись. Аминь