Санкт-Петербург, Загородный просп., дом 7
0 шт.

7 июля 2019 года, в праздник Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь Выборгской епархии.

Обитель была основана на острове Коневец в западной части Ладожского озера преподобным Арсением Коневским в 1393 году. Визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла завершает юбилейные торжества, посвященные 625-летию основания монастыря.

У святых врат монастыря Святейшего Владыку встречали священноархимандрит Коневского Рождество-Богородичного монастыря епископ Выборгский и Приозерский Игнатий, секретарь епархиального управления Санкт-Петербургской митрополии протоиерей Сергий Куксевич, наместник монастыря игумен Александр (Арва) и братия обители, представители руководства Ленинградской области и Санкт-Петербурга. 

Святейший Патриарх Кирилл прошел в нижний храм Сретения Господня собора Рождества Пресвятой Богородицы, где поклонился главным святыням обители — честным мощам преподобного Арсения Коневского и Коневской иконе Божией Матери, которая является списком известного чудотворного образа.

Затем Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин великого освящения верхнего храма собора Рождества Пресвятой Богородицы и Божественную литургию в новоосвященном храме.

За Литургией была совершена хиротония архимандрита Игнатия (Григорьева) во епископа Чистопольского и Нижнекамского (Татарстанская митрополия).

Священноархимандрит монастыря, епископ Выборгский и Приозерский Игнатий, сослужил Его Святейшеству в сонме архипастырей. 

Предстоятелю Церкви также сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Тверской и Кашинский Савва, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Казанский и Татарстанский Феофан; митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий, Патриарший экзарх Юго-Восточной Азии; епископ Кронштадтский Назарий, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры; епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав; епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий; епископ Гатчинский и Лужский Митрофан; епископ Петергофский Серафим, ректор Санкт-Петербургской духовной академии; протоиерей Сергий Куксевич, секретарь епархиального управления Санкт-Петербургской митрополии; протоиерей Лев Нерода, благочинный Токсовского округа Выборгской епархии, настоятель собора Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил бесплотных в поселке Токсово; протоиерей Дионисий Холодов, секретарь Выборгской епархии; игумен Александр (Арва), наместник Коневской обители; священник Александр Волков, руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси; духовенство Выборгской епархии и Санкт-Петербурга, а также Татарстанской митрополии.

В храме присутствовали: губернатор Ленинградской области А.Ю. Дрозденко, председатель Законодательного собрания Ленинградской области С.М. Бебенин, председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга В.С. Макаров, глава администрации Приозерского муниципального района Ленинградской области А.Н. Саклаков, глава Чистопольского муниципального района Республики Татарстан Д.А. Иванов, директор Департамента строительства объектов обеспечения бизнеса ПАО «НК «Роснефть»» А.Б. Платонов, директор Департамента энергетики ПАО «НК «Роснефть»» В.В. Никонов, представители ПАО «НК «Роснефть»».

В этот день остров посетили прихожане подворья Коневского монастыря в Санкт-Петербурге в составе 50 человек.
За Литургией молились дети из православного детского лагеря «Коневец».

Богослужебные песнопения исполнили хор Коневского монастыря и мужской хор «Александр Невский» под управлением Б.В. Саценко (художественный руководитель и дирижер хора «Александр Невский»).
На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения.
На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.
После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине.
За Литургией Предстоятель Русской Церкви вознес молитвы о упокоении душ «усопших рабов Божиих воинов-подводников, в море Баренцевом при исполнении долга своего жизнь положивших».

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Димитрий Звездилин, настоятель кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Приозерска Выборгской епархии .

Святейший Патриарх Кирилл вручил новорукоположенному владыке архиерейский жезл и произнес напутственное слово, после чего епископ Чистопольский и Нижнекамский Игнатийпреподал верующим первое архипастырское благословение.

По окончании богослужения священноархимандрит Коневского Рождество-Богородичного монастыря епископ Выборгский и Приозерский Игнатий приветствовал Его Святейшество, поблагодарив за посещение Коневской обители и совершение великого освящения Рождество-Богородичного собора:

«Эти 625 лет были непростыми. Когда преподобный Арсений покидал земной мир, оставил завет братии: «Если будете пребывать в законе Господнем, обитель не оскудеет и Матерь Божия ее не оставит». Но, как видим, трижды обитель оскудевала — и трижды практически из небытия восставала и восстает, и, как мы уже привыкли говорить, это третья Пасха в истории обители. Преподобный не случайно говорил о сохранении закона Господня. Он понимал, что человек слаб, и даже несмотря на то, что было сделано на протяжении десятилетий, столетий, грех разрушает не только внутренний мир человека, но и священную связь человека с Богом. И вот, милостию Божией, когда и вера уходила из сердец, люди уже сомневались, возможно ли воссоздать то, что было утеряно нашими предками, обитель была восстановлена. Вспоминаю наш давний разговор: вы говорили, что надо восстановить обитель и искать для этого все возможные способы, и сегодня это все исполнилось. Исполнилось благодаря вашему попечительству, вашим молитвам и благодаря заботе главы нашего государства, для которого эта обитель тоже стала дорога. И сегодня мы вас приветствуем в восстановленном храме и вместе молимся, чтобы закон Господень, о котором говорил преподобный Арсений, мы не теряли, потому что если его потеряем, можем быть оставлены Богом и Пречистой Девой Марией»

Преосвященнейший Игнатий вручил в дар Предстоятелю Церкви список Коневской иконы Божией Матери из Коневского скита обители. 

Святейший Патриарх в первосвятительском слове пожелал всем видеть святых как актуальный пример на пути спасения, хранить надежду на мудрость Божию и силу Божиего промысла, проходить, по примеру святого преподобного Арсения Коневского, через испытания, открывая дорогу в Царствие Небесное:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшний воскресный день полагается апостольское чтение из Послания апостола Павла к Римлянам (Рим. 5:1-10). В этом отрывке есть замечательные слова о том, что мы должны радоваться не только благодати, которую получили по вере через Господа нашего Иисуса Христа, но и скорбям. Если бы в послании после этих слов стояла точка, то мы бы не смогли понять мысль апостола. Это был бы некий трудно разрешимый парадокс, потому что радоваться скорби противно человеческой природе. Но после слова «скорбь» нет точки, а следуют слова «потому что скорбь рождает терпение». Даже если бы здесь стояла точка, это не могло бы вдохновлять людей, потому что терпение — это состояние напряжения, которое необязательно разрешается чем-то положительным в нашей жизни. Но за словом «терпение» идут слова «потому что терпение рождает опытность, а опытность рождает надежду».

Эта цепь очень важных понятий, которые следуют из довольно спорного утверждения апостола о том, что радоваться надо не только благодати, но скорбям, открывает перед нами величайшую Божественную истину, которая обрамлена в категории человеческой мудрости. Действительно, если мы не имеем терпения, то неспособны справляться с огромными вызовами, обращенными к нам извне. Мы неспособны справляться с проблемами и трудностями, которые обусловлены нашим несовершенством, нашими слабостями. Но если мы воспримем мудрость, дарованную нам апостолом Павлом, то терпение действительно обретет великий смысл, потому что связывается с человеческим опытом и, в конце концов, с надеждой.

В самом деле, каждый из нас, проходя через скорби, выходит из них немного другим. Если скорбь ломает человека, то он нередко становится инвалидом — иногда физическим, но чаще духовным. Скорбь может настолько сломить человека, что сама жизнь становится для несчастного неким ярмом, и мы знаем, как скорбь порой приводит к страшной трагедии, когда человек отказывается от жизни и накладывает на себя руки. Действительно, скорбь — чрезвычайно опасное состояние человеческой души, но скорбь требует от нас терпения, а терпение ведет к опытности.

А что было бы с каждым из нас, если бы весь наш жизненный путь был устлан розами, если бы не было никаких скорбей, если бы мы никогда не терпели, а просто сбрасывали с себя трудности? Разве мы обрели бы тот жизненный опыт, который есть у каждого? Следует сказать, что значение этого опыта прямо пропорционально тому, как мы в жизни своей преодолевали скорби, насколько мы были терпеливы, насколько скорбь не разрушила нас, но обогатила жизненной мудростью.

Апостол Павел, конечно, не предлагает простые житейские советы, которые помогали бы правильно жить и избегать ошибок. Свои замечательные слова, в которых он связывает скорбь с терпением, терпение — с опытом, а опыт — с надеждой, апостол выстраивает в некую вертикаль, которая соединяет нас с Богом. Ведь само понятие надежды не имеет рационального смысла, если не верить в Бога. Что означает для человека неверующего надеяться? Многие критически мыслящие люди действительно спрашивают себя: «А почему я должен надеяться? В моем распоряжении нет ничего, что позволило бы прогнозировать положительный исход тех трудностей, через которые я прохожу». Что же такое надежда? Прекраснодушный оптимизм, не поддерживаемый никакой логикой, никакими фактами? Но христианская надежда ничего общего с таким прекраснодушным оптимизмом не имеет. Почему? А потому что, по слову Иоанна Златоуста, надежда как цепь связывает нас с небом, удерживает от падений и мало-помалу поднимает вверх. Это не просто оптимистический взгляд на жизнь — надежда на Бога открывает для нас возможность решать задачи, с которыми мы сталкиваемся в этой жизни, но более всего христианская надежда укрепляет нас в вере, соединяет с Богом и действительно открывает пред нами врата жизни вечной.

Когда мы читаем жития святых, в том числе преподобного Арсения Коневского, мы, может быть, не думаем о том, о чем сейчас было сказано. Но разве могли монахи, приезжавшие сюда, на эти острова холодного Ладожского озера, устраивать свою жизнь в одиночестве, при очень ограниченных ресурсах, часто голодные, холодные, лишенные крова, и что-то строить, созидать, молиться, совершая свой подвиг, если бы не надежда? Они надеялись, что все то, что они приносят как жертву к подножию Божественного алтаря, великой Божественной благодатной силой вернется и даст им физические и духовные силы преодолевать трудности и устраивать свою жизнь. И ведь так оно и произошло. Поэтому слова апостола Павла о надежде в контексте сегодняшнего праздника, связанного с жизнью преподобного и богоносного отца нашего Арсения Коневского, приобретают совершенно конкретный смысл и конкретное звучание. По милости Божией были в истории, как есть и сегодня, люди, которых надежда связывает с небом, словно цепь удерживает от падения и, по слову Златоуста, поднимает вверх.

Пусть пример святого преподобного Арсения, множества других святых угодников, пусть горячие вдохновенные слова апостола Павла о надежде, которая не посрамляет, поможет и каждому из нас на нашем жизненном пути сохранять надежду на силу Божию, на мудрость Его промысла, надежду на то, что всякое испытание, которое нам подается, не напрасно. Проходя через эти испытания, мы не должны становиться слабее ни физически, ни духовно, но должны действительно открыть для себя дорогу в Царствие Небесное.

Опыт и жизнь святых угодников Божиих — это не часть истории и не часть фольклора, как иногда говорят нерелигиозные исследователи житий святых. Это великие примеры жизни, которые сохраняют свое значение вне времени и пространства, потому что в любой точке земного шара, в любой момент времени опыт святых, их вера, их надежда актуальны для тех, кто стремится идти путем спасения.

Молитвами святого преподобного и богоносного отца нашего Арсения Коневского да сохранит Господь эту святую обитель и да поможет всем нам, сохраняя надежду, устремляться вперед со смирением и молитвой, уповая на волю Божию и призывая Его помощь для прохождения нашего жизненного пути. Аминь.»

В память о великом освящении собора Его Святейшество преподнес в дар обители соборный образ явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому.

Также Предстоятель пожелал священноархимандриту Коневской обители, епископу Выборгскому и Приозерскому Игнатию, дальнейших успехов в управлении вверенной ему епархией и обителью и вручил памятный крест, изготовленный к 10-летию Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 года и интронизации Его Святейшества. 

Каждому из насельников обители Святейший Владыка передал художественно изданный Новый Завет для келейного чтения.Верующим были розданы иконы Всех Коневских Святых и Коневской Божией Матери с Патриаршим благословением.

Затем Святейший Патриарх вручил церковные награды. Во внимание к помощи в реставрации Коневского Рождество-Богородичного монастыря Патриарших грамот были удостоены:

директор Департамента строительства объектов обеспечения бизнеса ПАО «НК «Роснефть»» А.Б. Платонов,
директор Департамента энергетики ПАО «НК «Роснефть»» В.В. Никонов,
генеральный директор ООО «РН-Трейдинг» А.В. Каморин,
генеральный директор ООО «РН-Северо-Запад» А.А. Пласков,
начальник Управления сопровождения специальных проектов Департамента энергетики ПАО «НК «Роснефть»» В.В. Шольтис.

«Хотел бы выразить особую благодарность Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину, потому что после посещения этой обители он дал указание Игорю Ивановичу Сечину, руководителю «Роснефти», принять на компанию основную ответственность за восстановление этой святыни, — отметил Святейший Патриарх Кирилл после вручения наград. —Десять лет тому назад я посещал Коневскую обитель, хорошо помню, в каком состоянии она находилась, помню, что несмотря на тяжелые обстоятельства жизни братия сохраняла надежду на то, что преобразуется сей святой монастырь. И так произошло: по милости Божией, усилиями Президента нашей страны и Игоря Ивановича Сечина завершена восстановительная деятельность на этом святом месте. Перед нами предстает монастырь, даже не в первозданной красоте, а краше. Поэтому будем молиться за благодетелей и помнить, что сила и воля Божия осуществляется в нашей жизни волей человеческой. И память о тех, кто волю к восстановлению этой обители приложил, пусть навсегда сохраняется в истории монастыря и в молитвах».
В завершение Святейший Владыка вновь поблагодарил всех причастных к восстановлению Коневского монастыря: «Еще раз хотел бы поблагодарить всех, кто потрудился: и Игоря Ивановича Сечина, сожалею, что он сегодня не с нами, и всех его сотрудников, в том числе тех, кто получил сегодня Патриаршие награды, а также, конечно, братию монастыря за те труды, которые были понесены; паломников и тех жертвователей, которые приносили свои материальные средства для того, чтобы поддержать обитель и содействовать ее восстановлению. Пусть благословение Божией пребывает над всеми нами. Аминь».

Святейший Патриарх Кирилл освятил памятник преподобному Арсению Коневскому на пристани острова Коневец . 

Благодарим Пресс-службу Патриарха Московского и всея Руси за предоставленный материал

***

Рождество-Богородичная обитель была основана на острове Коневец в западной части Ладожского озера преподобным Арсением Коневским в 1393 году. После разорения в 1610 году и до окончания Северной войны остров на протяжении 100 лет находился под шведским владычеством, а монастырский собор был практически разрушен, однако в том же XVII веке был вновь возрожден из руин. 

С 1918 года остров Коневец входил в состав Финляндии. В 30-х ХХ века здесь размещались части финской армии, остров был укреплен артиллерией. В ходе Великой Отечественной войны в августе 1944 года остров Коневец отошел к Советскому Союзу.

В 1991 году Коневский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, а в 2013 году священноархимандритом Коневской обители впервые в истории стал архиерей — епископ Выборгский и Приозерский Игнатий.

Активное восстановление Коневца совпало с празднованием в 2017 году 125-летия Выборгской епархии. Торжества возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Программа торжеств в Коневском монастыре, посвященных 625-летию основания обители, открылась серией мероприятий 24-25 июня 2018 года. Торжества продолжились 23 июля, в праздник Коневской иконы Божией Матери, и 21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы.

В юбилейный год обители в верхнем храме Рождество-Богородичного собора были воссозданы росписи и обновлен иконостас.

В течение 2018 и 2019 года 625-летию обители были посвящены выставки, конференции, молодежные форумы и чтения. Важным событием стала фотовыставка «Коневец — святыня, которая рядом», прошедшая в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве, а затем и в ряде других городов России. 

В обители продолжаются реставрационные работы при участии компании «Роснефть».

В ходе восстановительных и реставрационных работ было воссоздано более 2,5 тысяч куб. метров кирпичной кладки, почти 5000 кв. метров деревянных и каменных полов, художниками-реставраторами выполнено более 2000 кв. метров монументальной живописи, восстановлены утраченные резные иконостасы и паникадила.

До 2020 года компания «Роснефть» планирует облагородить территорию, восстановить исторический облик монастыря по состоянию на середину XIX века — период, на который пришелся пик расцвета обители.

Сегодня монастырь активно воссоздается: подключена внешняя схема постоянного электроснабжения, завершена фресковая роспись и воссоздан иконостас верхнего храма в соборе монастыря. Завершаются работы по фасадам монастырского каре, вокруг стен монастыря проложена брусчатка. Открыта Белая гостиница для паломников: теперь обитель можно посетить в зимнее время. Налажено транспортное обеспечение.

С 2001 года работает паломническая служба монастыря, в марте 2018 года преобразованная в Паломнический центр Выборгской епархии «Коневец». Работу монастыря также поддерживает петербургское подворье — представительство Коневской обители в Северной столице, где располагается храм в честь Коневской иконы Божией Матери и офис паломнического центра. В зимний период флот «Роснефти» также обеспечивает связь монастыря с большой землей — между бухтой Владимировская и островом Коневец курсируют современные суда на воздушной подушке «Святой преподобный Зосима Верховский» и «Святой преподобный Василиск Сибирский». Эти суда, построенные в России в 2017 году, способны передвигаться по воде, снегу и льду со скоростью до 60 км/ч.

***

Собор Рождества Пресвятой Богородицы — одна из самых старых построек обители. Место для строительства собора было выбрано самим преподобным Арсением в 1421 году. Решение перенести собор и обитель на новое место, подальше от берега Ладоги, было принято после наводнения на месте, где первоначально был возведен монастырь. После этого собор неоднократно разорялся и отстраивался заново. Существующее здание — четвертое на этом месте.

Первый деревянный собор, построенный еще самим преподобным Арсением, сгорел в пожаре 1574 года, когда островом в первый раз завладели шведы, а монастырь был разорен и сожжен дотла. Когда монахи вернулись на остров в конце XVI века, собор был отстроен вновь, уже в камне. Коневский монастырь был в числе немногих обителей Русского Севера, где началось каменное строительство.

В 1610 году шведы вторично завладевают островом Коневец. Каменный собор был разобран до основания, а строительный материал увезен в г. Кексгольм (нынешний Приозерск) и использован для строительства кирхи и крепостных укреплений. Северная война 1700-1721 годов вернула некогда принадлежавшие России Приладожские и Карельские земли. В 1760 году строительская должность в Коневском монастыре была поручена иеромонаху Игнатию, а сам монастырь, по его просьбе, признан независимым от Деревяницкого. В 1766 году, уже при игумене Тарасии, переведенном из Валаамского монастыря, было окончено строительство одноглавого каменного собора с деревянным куполом. Собор был обнесен деревянной оградой с башенками на углах и имел три престола: Рождества Богородицы (центральный), Владимирской иконы Божией Матери (северный) и трех святителей (южный), в честь святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

К концу XVIII века собор находился в обветшавшем состоянии. В 1798 году настоятельский пост занял иеромонах Варфоломей, при нем началась перестройка обветшавшего собора в мае 1800 года. План строительства составил иеромонах Сильвестр, обладавший необходимыми для этого знаниями и подготовкой. Начатое строительство продолжает иеромонах Дамаскин (переведен с Валаама), ставший настоятелем после о. Варфоломея в 1801 году. В 1802 году на деньги, пожертвованные императором Александром I, он достраивает второй этаж и завершает отделку первого. В том же году 12 июня нижний храм был освящена в честь Сретения Господня.

Этот храм был и остается зимним. В нем размещались печи, что позволяло круглогодично вести в нем богослужение. До 1940 года главный придел храма сохранял резной с колоннами золоченый иконостас в три яруса: с левой стороны замечательных по резьбе царских врат находилась икона Коневской Божией Матери, над ними — «Тайная Вечеря», во втором ярусе — иконы праздников, а в третьем — святых апостолов. В 1830 году в храме освящен южный придел в честь Коневской иконы Божией Матери. Силами петербургских реставраторов иконостас оказалось возможным полностью восстановить.

Верхний храм был устроен как летний. Он был прекрасно освещен двумя рядами окон и представлял собой традиционную для России крестово-купольную церковь с восемью квадратными столбами. Окончательно отделан изнутри, украшен золоченым резным иконостасом он был при настоятеле Иларионе в 1809 году.

В 1830 году стены храма были расписаны в академической манере, возможно, монастырскими художниками. Ряд икон в храме принадлежал кисти знаменитого русского и украинского художника Владимира Лукича Боровиковского (ныне утрачены).

Планы построенного при преподобном Арсении крестово-купольного храма и нынешнего (кроме западной его части) полностью совпадают.

В соборе хранятся две самые почитаемые святыни Коневского монастыря — рака с мощами преподобного Арсения и список с чудотворной Коневской иконы Божией Матери.